• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Экономическое развитие в конце XIX - начале ХХ веков (окончание)

Экономическое развитие в конце XIX - начале ХХ веков (окончание)

Печать E-mail
Автор Administrator   
04.11.2008 г.

Эта работа известного костанайского историка Якова Кузьмича Духина, кандидата исторических наук, профессора

Приводится по книге "Кустанай: вчера сегодня завтра". "Казахстан" Алма-Ата 1979

 

Одним из главных среди промышленных предприятий города являлось мукомольное производство. Кустанай нельзя было представить без многочисленных мельниц – ветряных, водяных, конных паровых. У писателя В.Дедлова читаем: «Выйдешь к Тоболу – там голая степь… и несметное полчище ветряных мельниц». Крупные паровые мельницы Кияткиных, Архиповых, Анисимова, Литвинова представляли собой механизированные предприятия, которые постоянно работали с полной нагрузкой, обеспечивая своих владельцев приличными доходами. В 1914 году было начато строительство элеватора на 75 тысяч пудов зерна.

Предприятия, занимавшиеся переработкой продуктов животноводства, оставались, по-существу, незначительными, с крайне примитивным характером производства и антисанитарными условиями. Более или менее значительное промышленное строительство наталкивалось на сопротивление крупного российского капитала. Так. Стремление кустанайских промышленников и торговцев в 1915 году построить крупные бойни и холодильники встретило явное неодобрение российских дельцов и не получило поддержки в правительственных кругах.

Природные условия Кустанайского уезда были благоприятными для развития молочного скотоводства и маслоделия. Однако маслодельных предприятий город имел немного, с незначительной по объему производимой продукции. Примитивными были пивоваренные заводы; мелкой, преимущественно кустарной, с пятью-десятью рабочими на завод, являлась кожевенная промышленность; ее продукция отправлялась для дальнейшей переработки в крупные центры России – Ригу, Вятку, Пермь, а также в Москву и Петербург.

Развитие рыночных отношений в уезде, расширение его возможностей как сырьевой базы и рынка сбыта для российской промышленности сопровождались созданием в городе филиалов банковских и кредитных учреждений. В 1906 году было основано первое, а в 1912 – второе уездные общества взаимного кредита, в 1908 году крупнейший в империи Русский торгово-промышленный банк открыл в Кустанае свое отделение. Попытки создания отделения Государственного банка не увенчались успехом, а вот Сибирский торговый банк в предвоенные годы производил в Кустанае значительные кредитные операции. Его постоянными клиентами были крупные торговцы скотом и хлебом.

Заселявшим Кустанай крестьянам-переселенцам с самого начала необходимо было обеспечивать себя не только продуктами питания, но и предметами кустарного производства. Поэтому не утрачивали своего значения портняжное, сапожное, валяльное и другие ремесла, которые производили для городского населения предметы домашнего обихода, а также инвентарь. Особенно значительной была категория строительных ремесленников: в 1912 году в городе проживало 35 печников, 56 столяров, 16 штукатуров, 75 пильщиков, 12 маляров, 36 стекольщиков, 170 плотников, 20 кирпичников. Основная масса кустарей и ремесленников состояла из мелких товаропроизводителей, создававших свою продукцию трудом личным и членов своей семьи. Состоятельные ремесленники использовали подмастерьев и учеников. В качественном отношении ремесленное производство ввиду отсутствия квалифицированных мастеров было низким, потребности в ремесленном труде порождали кустарей-самоучек, для которых занятие ремеслом являлось подспорьем к основной сельскохозяйственной деятельности. «Тургайская газета» в 1910 году сообщала: «В Кустанае весьма сильно дает себя чувствовать недостаток свободных рабочих рук, в особенности по части столярной, токарной, слесарной и т.п. Проживающие в городе мастера весьма слабо знают свое дело… Рост города увеличивает спрос на труд, а предложение его слишком незначительно».

Развитие промышленного производства города оказывало влияние на увеличение числа рабочих, количество которых, однако, постоянно колебалось в зависимости от сезонности работы предприятий; потомственных рабочих насчитывалось немного, большая их часть была связана с собственным хозяйством. Статистические данные красноречиво свидетельствуют о непостоянстве рабочих кадров на промышленных предприятиях города. В это число не входят сезонные работники, лица, обслуживающие население города: прислуга, дворники, поденщики и т.д. Из-за низкого уровня технической базы большинства предприятий рабочие не имели специальной производственной подготовки, почти повсюду применялся исключительно ручной труд. «Ежедневная 16-17 часовая работа крайне изнуряет нас, подрывает наше здоровье и делает нас раньше времени неспособными к труду», - писали в Кустанайскую городскую думу рабочие. Летом 1907 года специальным постановлением губернатора Тургайской области на кустанайских предприятиях устанавливался 12-часовой рабочий день.

В предреволюционные годы для экономического развития города и уезда немаловажное значение имела железная дорога, связавшая Кустанай с центральными районами России и Урала. В ее строительстве заинтересованы были как местные промышленники и торговцы, так и представители крупных российских фирм, стремившиеся к интенсивному использованию и эксплуатации богатейшего сырьевого района.

Кустанайские деловые круги давно мечтали о сооружении специально построенной ветки в сторону Челябинска. Выражая их настроение, газета «Кустанайское степное хозяйство» писала: «С проведением железнодорожной линии до Кустаная наш степной рынок неизбежно вовлечен будет водоворот мировой торговли и не только изменятся его условия, но и увеличится емкость». В 1911 году началось сооружение тупиковой железнодорожной ветки Челябинск – Троицк – Кустанай.

Для строительства дороги Троицк - Кустанай был выпущен 4,5 процентный гарантированный русским правительством облигационный заем на сумму 29 миллионов рублей. Финансирование строительства приняли на себя Русско-Азиатский, Русский торгово-промышленный банки и лондонский банкирский дом «КРИСП». Концессионерами общества троицко-кустанайской железной дороги состояли известный банкир-промышленник А.И.Путилов, представитель Сибирского торгового банка М.А. Соловейчик, а также инженер Н.Х. Денисов. В создании дороги участвовали и кустанайские купцы Слюнин, Кияткин и другие. Строительство магистрали привело к изъятию у местного населения более 1000 десятин земли.

Говоря в целом об экономическом развитии Кустаная, необходимо иметь в виду довольно быстрые темпы его роста, объясняющиеся наплывом русского крестьянства, постоянно возрастающими потребностями переселенческой деревни и казахского аула в промышленных изделиях и, конечно же, богатыми сырьевыми возможностями.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


"Тобол" - "Самтредиа" (Грузия) - 2:0


Фельдшеры


Передовик. Совхоз "Убаганский"

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.255 сек.