Стихи (1997-2002) |
Автор Administrator | |
26.10.2008 г. | |
Это стихи известного костанайского поэта Евгения Демидовича
ИМЯ Знал соблазн я, весь мир обозначив тюрьмой, из себя сотворить для себя же кумира, и себя видел в бронзе, но чаще – в трюмо, и в себе видел мир весь, и скорби все мира. Видел в тоге себя я, в стогу и Того, итого, сразу в трёх ипостасях. В итоге я сыграл в этой жизни совсем не того, да и сам не того был. И был я в дороге. И, пройдя все дороги и все города, где другого играл я и был где другим я, я увидел итог всех итогов. Тогда я узнал свое имя – и сделался им я. (1997) *** Наши синие сны стережёт проливная луна, не пытайся их взять, как проснёшься, в прекрасный плен... Память станет поляной белёного небом льна. Выходя от себя, оставляешь себя в тепле. Выходя от себя, оставляешь следы свои, на полях, на страницах написанных кем-то книг. И идут затяжными дождями в тебе бои, и горят городами большими твои огни... Посмотри за окно: ты видишь, стоит туман... он стоит, как часы; он в твоём (ты в своём) уме. Город – словно хранилище книг, где дома – тома... хоть страницу одну прочитать в этот день сумей! (1998)
* * * Каждый день в небо заходит красная лошадь, и купается в небе. И каждую ночь медведи бродят по небу, залитому нефтью. Надень галоши, если небо прольётся под ноги тебе… В последний из последних дней затерявшейся этой планеты, или ночь, когда мир нависает роем глухим осиным, тело старой Земли кратко вспыхнет, как высохший ствол осины, и Земля в распакованном виде своё обретёт нетто. (1999) МУЗЫКАИ свет ещё горит, и я ещё не умер, и речь моя ещё не выпита до дна. Молчи! Не говори, что этот мир безумен… И речь ещё течёт вишнёвого вина. И речь течёт, и мир безумен, слава Богу! Твой мир и речь моя – как сёстры-близнецы, и третья – точно Рим – иллюзия?… дорога? – сестра мне и маяк, театр, сон и цирк. Пока ещё горит, пока ещё играет, пока ещё оркестр не выдохся (в шкафу)… не выдохся, как спирт, живёт – не умирает!.. пока ещё свой крест созвездия несут… …Пока ещё несут свой крест; пока играет мой маленький оркестр – то тише, то сильней… Предчувствуем весну… и птичка вылетает, синичка здешних мест… Лови её скорей!.. (2000) В НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК Приди домой – и подохни! Сойди, как с крыльца, с ума. Под окнами ходят кони, и смотрят на них дома. Моргают ко сну подъезды, и кашляют на мороз, и кони, как сгусток бездны, –под сводом высоких звёзд. Глаза их мутны, как вина, как кляксы, блестят бока, как ямы, чернеют спины, незанятые пока. Колеблющейся походкой, боясь опрокинуть мир, выходишь – и смотришь робко на небо и снег под ним. Быть может, близка погоня – считай свои этажи!.. Но утро идёт, и кони уходят, и время – жить. (1997) *** Я люблю переходить на красный свет. Цвет зелёный, как тоска, – совсем не то, пусть он в лампе, витаминах и листве, и зовётся – малахитовый цветок. Но на красное готов перебегать, к чёрту ангелов и замыслы Его, – и, покинув таракании бега городов, из круга вырваться бегом... Пусть сгорает светофор и небосвод, и бежит из глаз и кранов всех вода, не спасёт меня ни небо, ни ОСВОД, ни слова, что переходят в провода. (1997) РАЗГОВОР ОБ ИСКУССТВЕЯ не писал стихи целую вечность... и потерял форму, и содержание. Знаю, искусство не терпит простоя... оно, конечно... ну а точнее, – оно бесконечно. Я это знаю! Знаю ещё, что оно уступает жизни (в «схватке за жизнь» «не на жизнь, а на смерть»); только не дал бы за жизнь я и свой мизинец, а за искусство пошёл бы... Хоть «курам на смех» я бы пошёл, или на мыло – шеям, собственной шее – на мыло и на верёвку... Это метафоры только... меня нежнее трудно найти и преданней той чертовке, что называют жизнью, люблю её я! (Речь не о той, что бьёт и имеет хватку, жизнь как омоним жизни: зовясь любовью, жизнь вступает лишь в схватку со смертью и в родовые схватки). ... только лишь слово. Другой разговор – искусство, есть оно, есть; и ни съесть его, и ни выпить, и целовать его, и обнимать до хруста также нелепо, как сахар на рану сыпать... Знает любая девочка, в юбочке и сандаликах, раны и огурцы посыпают солью. Не потеряться не просто в прекрасных далях –в этих глазах – как озёра, как лес и поле. В этих глазах полыхают-горят закаты, и зажигают во встречных сердцах рассветы... Так и искусство, которого, знаю, хватит, чтобы зажечь все светила и все фонари на свете. Что есть искусство, которого нам ни выпить, как ни пытайся выпить его с друзьями? Может, искусство красной подобно сыпи, если болезнь Прекрасной подобна Даме. (2000) *** Словно древний меч, ты возьмёшь в свои руки ручку, и бумаги лист (он похож на июльский глетчер). То ли рыцарь ты, то ли спятивший кучер, и метафор тройка – символ волшебной речи. Ты – любитель воли (в любом измеренье – грешник), в твоей памяти алые, алые вишни: помнишь вкус их, который сильнее смерти... (невпопад стреляя строкой, как обычно – лишний) … помнишь запах грозы и весёлую плоть черешни. Нарекать вином из-под крана сырую вод укаждый волен, кто слово, как лаву, выдал из горящих недр своих... Только годы обратят говорящего в смуглый идол… Только бронза не властна – и строки, как реки, льются, и ломают лист, в сотый раз… И искусство длится. Лишь сменяются датами даты, и лица сменяют лица в клетках древней бумаги, и чьи-то глаза, как блюдца, смотрят в небо, где строит корабль любитель воли, последний рыцарь. (1998) *** Распахнулись сырыми ветрами ворота марта. Под рубахою снега взбухает весны аорта. И разбухли стихи от метафор, как эта карта на стене – от своих городов, их названий, годами стёртых. И пытается ручка строчку напрячь. Прячет в рукаве автор полный кувшин речи. Вот прочитает притчу о журавле зрячий, – небо – есть клин клиник, он от земли лечит. Голым глаголом обжечься – проще пареной репы (это знает любой пионер, – как симптомы гриппа). С птицей счастья в руках пляшет сердце под ритмы рэпа, когда мир, как петрушкин рукав, пустотой пропитан. …Проводи чернотою зрачков уходящую стаю, под полотнищем неба, как флагом, торжественно стоя. И стихи под ногами твоими с весной растают, и стихийно наполнят – всё, что наполнить стоит. (1998) *** Двадцать восьмая весна, как герои-панфиловцы, держит от пошлости и нелюбви оборону. Кошки грамматику учат, скворцы изучают кириллицу, в классе сольфеджио пробует голос ворона. Мокнут зонты, после них улыбаются улицы, лица и волосы женщин целуются ветром. Крыши-старушки под тяжестью неба сутулятся на глубине неразменных его километров. И отражается небо в глазах, отражается, словно река они, карие и голубые. И поражается сердце мое, поражается, словно от чуда, навечно и словно навылет… Эти слова поднимаются в гору – и заново падают… Падают, круглые голые камни. Где взять слова, чтобы высечь из самого алого, алого горла горячее, жадное пламя!.. Вдруг понимаешь – какое же нужно спокойствие жёлтому Будде восточному с детской улыбкой… И вспоминаешь… Впиваются нервные, острые… и оборона моя превращается в пытку. (1999) *** Ты не станешь моей судьбою. Ты не станешь моей надеждой. Я скажу тебе: «Бог с тобою!» И твоей не коснусь одежды. Между нами всё безнадежно – закатилось моё светило… Лишь ненужная только нежность к той звезде, что давно остыла и оставила оттиск бледный на пустом и холодном небе… Только нежность… она – последний наш недуг, белоснежный лебедь. Наша нежность – она повсюду, ей отравлены все предметы, и тебя помнить долго будут эти окна – и стены эти. (1999) «БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ!»Терпи, бумага! Скрипи, перо! Скрепляй, художник, порыв пера В один шедевр, что, как паром, отчалит в небо. ( Давно пора!) Пусть грянет буря! Пусть грянет туш! Нагрянут гунны из недр души. Довольно робких и мёртвых душ, горящих зданий не затушить! Пари над миром! Дерзи! Дерзай! Играй со спичками и грозой! Спасай, художник, как дед Мазай, сей шарик, блещущий бирюзой. А ищешь Бога -- ему пиши! Иди по крышам к нему пешком. Ты стал, как солнце. Таким большим. Войти бы в счастие сквозь ушко… (1997) ВОЗВРАЩЕНИЕ Я иду… (но куда?.. и откуда я вышел? – то ли из дому, то ли – из прожитых лет…). Ухожу вглубь себя я: всё ближе, всё выше; достаю из кармана свой счастливый билет. Я потерян – как день, – и забыл о потере, и стою над вселенной своей я один, словно маленький бог в той сплошной Лотерее от младенческих ливней до полярных седин. Выпадает то снег, то нежданная карта… человек упадёт – как звезда – из окна. Выпадают из памяти детство и парта. Выпадает любовь и строка, и страна. Выпадает в осадок билет лотерейный… белый дым, белый ангел, измученный мой… Я найду тебя, в снежном саду, Лорелея. Я вернусь! Я вернусь, непременно, домой… (1997, 2003) *** Выхожу из троллейбуса, как паста выходит из ручки, и бросаю слова на хрустящий бумажный снег, и выходят, выходят затейливые закорючки, что возможно увидеть только в случайном сне. На деревьях развешаны хлопья цветных метафор, как бельё после стирки; мой голос летит в эфир, птица красная, словно уста и плаха, словно налитый в гранёный стакан чифир. Передо мной раздвигается густой воздух и растекается по двери густой сладковатый стих – тысячью глаз ночь глядела в глаза мои, словно в воду… тысячью звёзд осыпалась на каменные листы… Слепая старушка всё вяжет, всё вяжет пряжу, у неё много терпения и большой стаж; узор за узором вяжется… Глядишь, новый день наряжен, и готов на показ; мы увидим его, досчитав до ста. (1998) *** В клетках памяти обретаем мы бытие, и для каждого клетка отведена своя… Даже если о саде неведомом нам поём и не видим вырытых между словами ям. На листе бумаги среди молодых могил оставляешь след запятые былую боль засыпаешь яму думаешь: … помоги!… и тебе помогает. Ты помощи рад любой. А под утро ты засыпаешь глубоким сном, словно снегом – землю, память и речь. Ты нем. Рыхлый сон тебе валит за шиворот, ты же в нём – растворяешься, настежь… становишься ты никем или всем, что одно и то же. Ты вышел в мир, как выходят в море, стал каплей. Ты – плоть морей. Ты являешься светом – и, кроме того, – дверьми, что раскрыты для света, и стражем у тех дверей… Возвращаешь память себе, обретаешь речь, открываешь клетки слов, кормишь их из рук. Только свободу не можешь свою сберечь, и продолжаешь обещанную игру. (2002)
|
|
Последнее обновление ( 26.10.2008 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис