• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow "Моя жизнь заключается в трех словах: учился, учил и учу..."

"Моя жизнь заключается в трех словах: учился, учил и учу..."

Печать E-mail
Автор Administrator   
28.09.2022 г.

1936 год

 

Кустанайскому обкому ВКП(б) от бывшего кандидата в члены ВКП(б) Утетлеуова Бекета

 

Заявление

Решением бюро Убаганского райкома ВКП(б) 20 августа сего года я исключен из партии в качестве скрывшего свое социальное происхождение.

Дело заводится следующим образом: после обмена мною партдокумента 5 июля сего года, 15 числа того же месяца обменивается свой партбилет член партии Калий Ажанов, который при составлении автобиографии заявляет, что несколько дет жил в батраках у Утетлеу Добаева то есть у моего отца (сколько лет, точно для меня не известно, но Ажанов при очной ставке со мною у прокурора Кадыкова выставлял 1916-1917 годы). Кроме того по его заявлению я будто руководил побоем и сам бил Ажанова за кражу им жены у моего родственника (троюродного брата) Козена Исмухамедова. Я в то время работал учителем в другом хозяйственном ауле в пределе того же административного аула и в момент скандала по краже женщины был даже в городе Кустанае, что подтвердит (наверное уже подтвердил) член партии Миирянов, бывший в то время моим учеником.

Долгим партийным следствием оба выдвинутые положения Ажановым (батрачество у отца и мое участие в побое) не устанавливаются. Устанавливается, что Ажанов работал батраком не Утетлеу Добаева, а у старшего брата его Койши Добаева (у бая), где его били за кражу жены у Козена Исмухамедова, но без меня, вследствие чего он убежал от Койши Добаева.

На ряду с этим устанавливается наличие у моего отца «батрака» Козена Исмухамедова (у товарища Кадырова значится Козенов), которого я не отрицал и в то же время за подлинного батрака не признал, а обрисовал в качестве неродного сына, за что, как не чистосердечно сознавшийся исключен из партии.

Я Исмухамедова К. за батрака не считал. С другой стороны: если бы Исмухамедова не считал полезным - мой отец бы его в дом не принял, и, если бы не выгодно жить с ним – Исмухамедов бы к нему не перешел. Но факт тот, что Исмухамедовы за ряд лет через своей матери постепенно и незаметно выели хозяйство отца.

Для ясности и отнесения К.Исмухамедова к той или иной категории считаю нужным привести следующее:

В 1911 году, после смерти моей родной матери, отец женится на вдове (жене Исмагамбета) Казине Айдаболовой, имеющих 6 взрослых сыновей, и принимает ее в свой дом.

Оказавшись на поводу у старухи, старик оказывает всякую материальную помощь Исмухамедовым (они жили довольно бедно). А старуха задним ходом тоже помогает в смысле питания. Не смирившись с этим положением, я вместе с братом Кулмагамбетом Утетлеуовым в том же году окончательно отделяемся от отца. Таким образом, при отце остаются: самый старший Даурембек Утетлеуов и самый Младший Шаймурат Утетлеуов. Насколько помнится – в 1912 году Козен Исмухамедов, не ужившись со своими братьями, переходит в дом старика (то есть в дом матери). С этого времени почти до конца своей жизни он жил у старика и работал по хозяйству наравне с другими сыновьями, но был работоспособнее их. По истечении трех лет Утетлеу Добаев поставил ему небольшую пятирешетную кибитку.

Летом 1921 года старик со старухой умерли от холеры. В хозяйстве отца осталось не больше 5-6 голов скота. К.Исмухамедов, получив одну корову, вышел из состава семьи, но осенью того же года он умер от тифа. В эту же осень умер вместе с женой и Даурембек Утетлеуов. Таким образом в семье У.Добаева остались: Шаймурат Утетлеуов и двое сирот от Даурембека. А хозяйство до 1924 года сократилось до одной лошади и одной коровы (Ш.Утетлеуов, будучи больным, прожил на лечение). Вот этого Ш.Утетлеуова, унаследовавшего непосредственно отцовское хозяйство никто не конфисковал и даже не давал твердого задания по хлебу. Он с конца 1931 года работает в совхозах. Это известно местным жителям и местным коммунистам.

В сообщении товарища Кадырова на бюро райкома есть некоторая неясность. По его сообщению Утетлеу Добаев содержал батраков будто был до 1930 года и по одной версии – я будто бы жил вместе с отцам до 1927 года (где достал такие сведения – не знаю). Как же мог держать батраков до 30 года, человек, который умер в 1921 году (и как я мог жить вместе с покойником), а Ш.Утетлеуова (после отца) все знают, как бедняка, о времени смерти моего отца должны были знать местные коммунисты Миирманов, Жантуяков, Насыров и Ерменов, которые уже опрашивались. О времени моего раздела (хотя бы приблизительно), о времени смерти отца, о размере его хозяйства в разные времена – приблизительно 1900 года и о других подробностях должен знать старый партиец Исаканов Аусарбек, который является уроженцем одного административного аула со мною и впоследствии (1929 года) работал председателем волисполкома и райисполкома и которого я в первый раз выдвигаю в качестве свидетеля. В данное время он работает председателем Ново-Алексеевского сельсовета Кустанайского района. Кроме того о многих подробностях за время после революции (с 1917 года) должен знать член партии Ажибаев Мукаш – уроженец Кара-Обинского сельсовета Урицкого района, которого также выдвигаю свидетелем.

Размер хозяйства моего отца в разное время, конечно, был разный. В моем детском возрасте трудно было назвать его даже крепким середняком. Если брать максимум наивысший расцвет его хозяйства к империалистической войне, то он имел около 20 лошадей, до 20 голов рогатого скота, 30-40 овец и коз. К революции 1917 года это хозяйство сокращается, почти наполовину, а ко дню смерти (1921 г.) до 5-6 голов.

Остальные братья, кроме меня, все чернорабочие и хозяйство ими и обслуживались (с 1912 года совместно с К.Исмухамедовым).

Моя жизнь выражается в трех словах: «учился, учил и учу». Работаю учителем с 1 августа 1907 года и по сей день. Чистая работа по линии народного образования за вычетом перерывов по болезни в старое время и работ, не относящихся к педагогической, равняется почти 22 годам (без трех месяцев). С 1 октября 1925 года по 15 декабря 1927 года состоял председателем Кустанайского Окрпроса. С поручениями партии как по основной работе, так и по партнагрузкам справлялся. В 1928 году участвовал в компании по конфискации имущества баев-полуфеодалов по Каиндо-Кумакскому району в качестве помощника уполномоченного по району. За работу руководителем участка по демографической переписи в 1926 году – имею письменную благодарность от пятерки содействия переписи. Участвовал во многих хозяйственно-политических компаниях. Во всех случаях придерживался генеральной линии ЦК ВКП(б) и исходил из классовых принципов. Но, не смотря на  все это, в 1936 году оказался байским отродием и исключен из партии.

В то время, когда я вступил кандидатом в члены ВКП(б), у меня, конечно, такой сознательности и политической грамотности, как теперь, не было. Я своего отца по чистой совести к категории баев не относил, ибо таких горе-баев, как У.Добаев было очень много. А что касается К.Исмухамедова – вопрос разрешите сами.

Исходя из того, что я за время своей работы неоднократно выдерживал по работе политическое испытание и неуклонно проводил в жизнь решения партии, - решение бюро райкома ВКП(б) (исключение) считаю чересчур суровым. Отвечаю ли я за отца, если я сам лично верен и предан партии?

Надеюсь, что положительную сторону сам райком ВКП(б) отрицать не станет.

Сообщая о вышеизложенном, прошу обком ВКП(б) меня восстановить, допросив дополнительно, в случае надобности, означенных выше Исаканова и Ажибаева.

К сему подписуюсь Утетлеуов.

 

17 сентября 1936 года

 

ГАКО П-165 Опись 1

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Пешковка. Примерно 1957 год


Дощанов Балташ


Матвиенко Николай Трофимович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.270 сек.