• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Краткая история возникновения Кустанайского авиапредприятия

Краткая история возникновения Кустанайского авиапредприятия

Печать E-mail
Автор Administrator   
19.12.2011 г.

Главы из книги Сапаргали Тенизбаева. Из социальной группы "Кустанайский объединенный авиаотряд"

 

В конце 20-х и начало 30-х годов на территории, ныне Кустанайской области начала зарождаться гражданская авиация. В 1929 году была открыта авиалиния – Аягуз – Актюбинск – Кустанай.

В 1932 году - Казалинск – Тургай – Кустанай.

В 1934 году - Актюбинск – Кустанай – Адамовка – Денисовка.

В 1936 году - Кустанай – Гурьев

С 1939 года на Кустанайщине начали действовать местные воздушные линии (МВЛ). Создание МВЛ содействовало росту г.Кустаная и превращение его из райцентра Актюбинской области в областной центр. Таким образом в 1936 году был образован Кустанайский аэропорт, который был расположен сразу за железнодорожной станцией в северном направлении. Аэропорт имел маленький домик для метеостанции и второй домик, где расположилась пассажирская комната, буфет и служебное помещение. Аэропорт работал только в дневное время. Принимал на грунт самолеты Ли-2.

В 30-х и 40-х годах Кустанайская область дорог с твердым покрытием не имела. В то время автомашин почти не было, наземным транспортом было затратить несколько недель. С 07.05.1937г. открылось регулярное сообщение – Алмата – Кустанай.

01.06.1937 г. была организована через Кустанай, гос. линия Алмата – Москва. С 25 июня 1937г. стало увеличиваться количество местных воздушных линий (МВЛ) Кустанай- Семиозерное – Амангельды – Тургай – Кустанай, Кустанай – Урицк и др.

До начала ВОВ МВЛ – обслуживал 257 авиаотряд КУГВФ. Он доставлял почту и грузы в отдаленные районы Кустанайской области. С началом ВОВ полеты по МВЛ были прекращены, обслуживались только пролетающие самолеты. В мае 1941г. на базе Кустанайского аэропорта была образована 51-ая учебная авиаэскадрилья самолетов У-2.

В первом потоке учебы курсантом был и Кустанаец – Бондаренко Яков Васильевич. В то время было выпущено 210 летчиков. В 1942 году стал вопрос с перебазирования Сталинградской школы пилотов в Кустанай, тогда курсантов первого потока 51-ой учебной авиаэскадрильи отправили доучиваться в Алма-Аты и Чебоксары. 7 ноября 1945г. в Кустанае состоялся военный парад Сталинградского авиационного училища, а в 1946-м году авиашкола была перебазирована вновь в г. Сталинград. К моменту окончания ВОВ в Кустанае воздушное сообщение находилось в стадии становления.

Гурьев, будущий начальник УТОПоследующие годы характеризуются заметным ростом гражданской авиации в области. Серьезно увеличилась материальная часть, летный состав и масштабы работы. До 19 января 1941 года начальником аэропорта был Лопатко К.О., а с 19.01.1941 года начальником Кустанайского аэропорта был Подгорный Николай Алексеевич. В это же время с ним работали: Корсун Иван Антонович, Ревенко Роза Даниловна, Жолобов Иван Тимофеевич, Гурьев В.Т., Кирнас Н.А., Андреянов В.С., Регуш Я., Макуров П., Кочкин В.В., Краморов В.Н., Михайлов И.Ф., Евстропов В.П. и др.

До 1950 года в Кустанайском аэропорту своих самолетов не было. Транзитные самолеты Ли-2 и Ил-14 выполняли рейсы: Алма-Ата – Кустанай – Актюбинск – Москва. Почтово-пассажирские перевозки по Кустанайской области выполняли летчики авиазвена из 286 авиационного отряда спецприменения (АОСП), который базировался в г.Петропавловск, которым руководил Матыкин. Командиром звена был Мудров Иван Александрович. В 1950 году 286 АОСП был переведен в г.Кустанай из Петропавловска. В 1951г. после шестимесячных курсов в Ульяновске – командиром 286 отряда был назначен – Мудров И.А., а в 1952 году 286 отряд был переименован в 155 Кустанайский объединенный авиационный отряд. Вместе с Мудровым И.А. из Петропавловска переехали работать в Кустанай: Карпов Ананий Васильевич, супруга – Карпова Г.А., Голубь Николай Михайлович с супругой – Голубь Л.П., Ковшенин Сергей Андреевич; летчики: Клименко Н.П., Масюк Николай Семенович, Фесик М., Гурьев Виктор, Кожухаров Алексей, Колнабрицкий Алексей, Тюрюмин Александр и др. Звено состояло из 7-и самолетов и 10-ти летчиков и 5-и авиатехников.

Авиатехник Краморов В.Н. докладывает командиру о готовности По-2 к вылету

Заместителем командира по летной работе был назначен Нездойменко Владимир Иванович. С 1948  по 1953 год на территории Кустанайской области авиаперевозки и АХР выполняли летчики, которые приехали из Петропавловска и из училища ГВФ это: Гурьев Виктор, Зубов Александр, Силименев ВП, Уткин В.А., Травкин С.Г., Колнобрицкий А., Иванов О., Клименко Н.П., Алимбаев Г.С., Масюк Н.С., Вязигин И.П. Авиатехники: Григович А.Н., Семашко М.В., Краморов В.Н. некоторые из выше названных летчиков, потом перевелись в Москву и Алматы. Летчик – Тюрюмин Алексей работал в Москве летчиком – испытателем, испытывал все тяжелые самолеты. За что ему было присвоено звание «Героя Советского Союза» и «Заслуженный летчик испытатель СССР».

- Летчики: Гурьев Виктор был в Алматы командиром УТО (Учебный тренировочный отряд) Казахского Управления Г.А., а Зубов А.А., Колнобрицкий А., Кажухаров В. и Покентелица А. – в Алматы летали на самолетах: Ил-14, Ил-18 и ТУ-154.

Ли-2 на форме

В начале своей книги я уже писал, что представлял из себя Кустанайский аэропорт в 1936 году. С тех пор, к моему приезду в Кустанай в 1956 году, прошло 20 лет. За это время аэропорт изменился до неузнаваемости. Была построена ВПП (взлетно-посадочная полоса), оснащенная светотехническими средствами, построены БПРМ и ДПРМ (ближняя и дальняя приводные р-станции и пеленгатор). Было построено много служебных зданий и жилых домов для личного состава. Были построены аэровокзал, гостиница для пассажиров, гостиница и столовая для летно-подъемного состава, клуб и библиотека, автобаза, здание горюче-смазочных материалов (Г.С.М.), складские помещения для ОМТС (отдел материально-технического снабжения), служебные помещения энергетиков и отдел авиационно-химических работ (АХР).

К моему приезду в Кустанайский аэропорт было уже около 20-ти летчиков: Клименко Н.П., Масюк Н.С., Вязигин И.П., Михайлов И.Ф., Зубов А.А., Силименев В.П., Дубровин Иван, Фесик М., Алимбаев Г.С. и другие. Из них один казах летчик – Алимбаев Г.С., 1923 года рождения. Окончил сначала артиллерийское училище им.Фрунзе, а потом Краснокутское летное училище гражданской авиации (Г.А.). Вторым казахом пилотом стал – Тенизбаев Сапаргали, окончивший в 1956 году Бугурусланское летное училище Г.А. Потом прибыли в 1957г. пилот Досмухамбетов Б.М., в 1960 году пилот Жанарастов М.У.

С 1955 по 1958 год из училищ Г.А. в Кустанайский аэропорт прибыли летчики: Гирин И.Я., Бондарев А., Митрофанов Н.М., Петухов В., Мазуров А.А., Тихонов Н.Д., Молчанов Б.Г., Исаев В., Прудников В., Старажуков В.Ф., Дробышев Б.В. и многие другие.

В 1956г. первый из казахов прибыл авиатехник – Аэтов Х.У.- авиатехники: Зорин Г.А., Лесков В.М., Жутов Ю.А., Кривопляс М.Г., Рыкун В.В., Болковой В., Воробьев Ю. и другие.- связисты: Белодед Н.П., Дубовик И.А., Пинашкин Н.В., Аржавкин М.А., Шаповал Г.М.

-         авиатехники горюче-смазочных материалов: Севастьянов В., Рогачиков В., Тетерин А.С. и др.

Последнее обновление ( 19.12.2011 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Валиев Хамит


Рядинский Семен Иванович


Совхоз Тенизовский

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.327 сек.